СОДЕРЖАНИЕ
-
ТЕМА 1
-
ТЕМА 2
-
ТЕМА 3
-
ТЕМА 4
-
ТЕМА 5
-
ТЕМА 6
-
ТЕМА 7
ТЕМА 8
Once upon a time.
Once upon a time. Или давным-давно, когда компьютеры были большими. Или нет. Когда будущие капитаны были ещё молодыми радистами. В общем, весной 85 года, когда появились апрельские тезисы нашего шибко умного Горбачёва и начиналась новая компания по борьбе с выпивоном, вышли мы в очередной рейс из Одессы в направлении востока или юго-восточной Азии. Побывали в разных странах и вот, на юге Китая в порту Гуанчжоу (广州, Guǎngzhōu) закончили разгрузку. Пароходские начальники дальнейшей работы для нас пока не нашли и говорят – выходите на рейд и покантуйтесь там пару дней, а мы что-нибудь придумаем. И правда, через пару дней говорят – езжайте в Находку, там для вас найдётся груз. Только сильно не спешите, чтобы прибыли на место не раньше 1 августа. Времени на дорогу у нас оказалось более, чем достаточно и первую половину пути мы проехали нормально, кто помнит, тогда это называлось экономходом, когда, вроде, никуда не спешили и экономили топливо. А на подходах к Корее начали еще больше тянуть время и ехали днём, а вечером останавливались, отдыхали, смотрели корейское телевидение, высыпались, а утром разводили пары и продолжали движение в направлении Находки. Но времени всё равно оставалось многовато. Погода была прекрасная, море как стол, в смысле гладкое, как зеркало, солнце светит и греет в маковку, как… ну как в июле на косе после третьего курса на сессии. И решил капитан совместить приятное с удобным, да и с полезным, конечно. Остановили пароход среди ровного синего моря (или с утра так и не поехали) и сыграли тренировочную шлюпочную тревогу. Спустили одну шлюпку, слава Богу моторную, хотя в дальнейшем, как показала жизнь, не известно было это плюсом или наоборот, погрузились желающие шлюпочных прогулок или те, кому делать было нечего. А именно: третий помощник (командир обязан быть), радист (ваш покорный слуга, безо всяких средств связи), доктор (бывший фельдшер-подводник-североморец), буфетчица, вторая повариха, ещё пару человек комсомольско-молодежного состава. Все в пляжно-купальном обмундировании и настроении. Решили проверить эксплуатационное состояние шлюпки и покататься. На горизонте заметили оранжевый буёк и решили прокатиться к нему, посмотреть, что там такое, может быть и подобрать какие-нибудь ценные находки (по молодости и глупости надеялись на рыбку или крабов в сетке). Поехали, тут же обнаружили, что на шлюпке нет государственного флага (а тогда ещё это было обязательно). С песнями и анекдотами под тарахтение движка добрались до этого буя. Заглушили двигатель, ощупали находку – пользы для нас никакой. Торчит такая байда из воды – ну как боксёрский мешок, только над водой метра два, ещё больше в воде и в ширь в три обхвата. Сеть уходит в необозримую глубину. К нему шлюпку пришвартовать можно, он не почувствует, а мы собирались его поднять на борт. Делать больше нечего – поехали назад. Не так то просто оказалось, двигатель на шлюпке не запускается. К счастью нашёлся в нашей компании четвёртый механик и моторист ключи подавать. Начали они ремонт двигателя. Девчонки в купальниках загорают, ногами в воде плещутся, доктор морские байки травит, остальной народ тоже анекдотничает да с девчонками заигрывает. В общем пляжно-развлекательная ситуация. Буфетчица глазастая говорит – вот и кораблик какой-то серенький появился, ещё веселей становится. Доктор говорит – давай, молодежь, беритесь за весла, чего ждать милости от техники, пойдём на веслах. Тут же разобрали вёсла – оказалось три штуки, девчонкам дали одно на двоих, остальные кое-как распределили, начали выгребать в сторону нашего судна, а до него еще мили две-три. Наташка-буфетчица следующую новость сообщает – кораблик тот серенький к нам, как видно, направляется. А «бывалые» моряки уже рассмотрели, что кораблик то военный. Народ вспоминает, что где-то рядом Южная Корея в капиталистической засаде затаилась, вроде было рукой подать и даже телевизор показывал. Девчонки выдают предположение, что сегодня вечером по телеку их будут показывать в пляжных нарядах в открытом море, капитан увидит – вот ругаться будет. В тюрму(в разговоре используется без мягкого знака) посадят, а мы в одних только купальниках. Катер береговой охраны уже очень недалеко, можно всё рассмотреть, мы гребём, что мочи на трех веслах и тут затарахтел шлюпочный двигатель. Начинаем скоростные гонки с корейским «крейсером» уже на «равных» условиях. У кого машина сильнее. Только разогнались, корейцам до нас ещё целый кабельтов. И тут между нами и сторожевиком въезжает нос нашего парохода, а затем уже и весь корпус судна закрывает грудью нашу шлюпку от серого корейского пришельца. В общем, мы выиграли этот заплыв и на финише были первыми, хотя «финишу» для этого пришлось дать ход и поспешить на выручку своих блудных детей. Быстренько спущены трапы и сетки, в первых рядах девчонки, а за ними и вся пляжная команда в спешном порядке как обезьяны забираются на судно, покидая ненадёжную шлюпку, на которую, судя по всему, положили глаз местные вояки. Исполняя приказ командиров, пляжники пропадают с глаз долой и делают вид, что так оно и было, а нас и близко не было. Сторожевик корейский потерпев неудачу в поимке шлюпки объезжает пароход с левого борта вокруг кормы на правый и видит пустую шлюпку, ошвартованную по правому борту, на палубе никого. Подозревая, что ничего им не обломалось, корейцы начинают блыскать прожектором, явно намереваясь попасть в глаз нашему капитану или хотя бы штурману каким-то сообщением. Я уже поднимаюсь на мостик (это с палубы 60-ти тысячника), заспанный начальник, вызванный штурманами, тоже, тихо матерясь, появляется на свет божий, а у всех только один вопрос – что они хотят? Присмотревшись к миганиям фонаря в солнечном свете, объясняем нашим доблестным командирам, что вояки передают одно слово “FROM” и то без знака вопроса (видать те еще сигнальщики). Наверное, хотят узнать откуда мы такие. Ничего на это капитан им не ответил (да и не было ничего под рукой, чтобы семафорить в ответ), а только матюкнулся, как положено, и говорит – какая разница откуда и куда или они хотят знать откуда мы такие взялись? Они что, советскую трубу никогда не видели? Вышел он на крыло, показал корейцам ленинским жестом (только без кепки) на свою трубу и ничего больше не сказал. Остальной морской люд быстренько был удалён из поля зрения, дабы случайно не сконфузить гостей неадекватными телодвижениями или жестами. Мол, мы здесь себе работаем и нечего тут фонариками светить, у нас и своих дел хватает. Вояки перестали блыскать, призадумались минут на пять, потом, скорей всего, плюнули, матюкнулись по-своему, да и подались восвояси сторожить свою границу (террористов, слава Богу тогда еще не было, да и пираты сильно никому не докучали). Пошутили, поприкалывались мы немного, упаковали шлюпки, всё остальное, решили больше не тревожиться вблизи международной напряженности капиталистического окружения. Так и поехали дальше по назначению в Находку.
Приехали вовремя, в смысле не рано. Но, правда, не в Находку, а в порт Восточный. Это рядом с Находкой как порт Южный рядом с Одессой. Не удивлюсь, если рядом с каким-то советским большим портом есть или был порт Северный. Так вот, пришли вечером, встали на якорь внутри бухточки. Кое-кто успел сгонять в город, еле дождались рейдового катера, чтобы среди ночи попасть на борт. Девчонки поделились познаниями местного фольклора – все местные называли их «тётками» (оказывается, здесь всех дам так кличут), что их здорово развеселило. А на следующий день (и, правда не зря нам говорили не спешить), в ожидании плохой погоды, т.е. сильного ветра (что-то наподобие норд-оста в Новороссийске, и горная конфигурация и направление ветра, ну очень похоже) выгнали нас из этой бухточки. Места, оказывается, для нас маловато будет, большому кораблю – большую торпеду. Поэтому выгнали нас штормовать на внешний Находкинский рейд, на якорь как раз напротив входа в этот порт Восточный, ну как перед вентилятором. Додумались отдать оба два якоря и, как на утро оказалось – зря. Ночь провели, по-моему, нормально. Не знаю, на сколько, сильно дуло и качало, но выспались, в подавляющем большинстве, отлично. Утром погода уже распогодилась, в смысле, ветер убился (бедняга), волнение не так уж и волнуется. Давай ребята подгребать поближе к причалу и рейдовым катерам. Пошёл третий помощник вирать якоря, а одного якоря уже нет. То есть вся якорная цепь до соединительной скобы есть, а якоря нет. Тут одно из двух – или ржавчина съела соединение, или … кто знает дальневосточных умельцев, может быть, пионеры металлолом собирают. Восток – дело тонкое. Как не крути – ЧП, это же авария – потеря якоря. Вызывает капитан водолазов, чтобы найти и вернуть якорь на место. Приехали крутые парни, ныряли-ныряли, ныряли-ныряли, цельный день. Никакого якоря не вытащили (может и правда – пионеры), а потом и говорят – пацаны, чего вы тут забыли на такой глубине и что мы здесь ищем? Мастер говорит, что якорь мы здесь обронили, а без него нам никак нельзя. Ну, говорят, вы нашли для нас работу. Оно нам надо в воде бултыхаться, делать нам больше нечего. Давайте к нам на склад, выберете себе якорь какой нравится и дело с концом, у нас этих якорей… Может у них дедушка на якорной фабрике работает? А можно, говорим? – А то… Министерство же одно и то же. И тут у нас глаза открылись. Застрочили пишущие машинки, занасоставлялась куча заявок на снабжение. Боцман тащит горы канатов, отбойных молотков и краски, механики кучи железяк в своё хозяйство. Начальник отправляет радиста с заказом на тиристоры, транзисторы, светодиоды и прочий дефицит, составленным при помощи судовых радиолюбителей, для производства таких необходимых вещей как цветомузыка, теледекодеров и прочей развлекательной техники. Оказалось, на что в Одессе уходили недели и месяцы в хождении по кабинетам за подписями начальства, на раздачу шоколадок и бутылок на пароходских складах, здесь, в Находке, всё можно сделать за день, на месте и к вечеру весь товар уже на борту. И что примечательно – всё, что нужно, есть в наличии и даже, что не нужно. В общем, построен коммунизм в отдельно взятом отделе снабжения пароходства. После нескольких дней снабженческого бума подогнали нас к причалу на погрузку.
Куда податься одесситам? Конечно, где бы полакомиться пивом местного разлива. Выбравшись на такую экскурсию в город, методом опроса местных жителей выясняется, что апрельская волна борьбы с посидеть и культурно по простому выпить пивка прокативши по Союзу докатилась до самых до окраин. Местные знатоки указали нам на одну единственную точку, где наливают пиво, до которой добираться нужно было куда-то в горы на автобусе, а потом и пешочком пришлось топать не близко. Бар был забит под завязку. Под бокал пива нужно было брать тарелку то ли печенья, то ли галет, которые по названию должны были быть солёными, а рыбой никакой и не пахло. Да и ограничение на выдачу было - два или три бокала на живое лицо, да и с фейс-контролем, так что никакие подтасовки не проходили. За повтором достояться – не реально. Но после такого разочарования на обратном пути вывела нас народная молва на местный магазин «Океан». Вот тут открылся нам второй коммунизм. 90 копеек килограмм, свежие, варёные замороженные крабовые лапы, ноги, клешни чуть ли не в руку толщиной, а в длину и поболе. И оказалось, что закупив бутылочного пива, затарившись крабами, для более горячих напитков – красная икра из Торгмортранса (на территории порта без очередей) можно вполне приятно отдыхать на своей, закрытой от нововведений властей, территории. Так вот, самые лучшие воспоминания о Находке - это красная икра и крабы.
Но было ещё одно впечатление, оставшееся на всю жизнь.
В поисках пивбара ходили мы по городу, любуясь красотами и колоритом города и народа, и забрели на рынок. Небольшой такой базарчик, зашли поглазеть. Помните, первые числа августа, Дальний Восток? И я помнил. Проходя между рядами, смотрю тётка продаёт… ну в общем перед ней тарелка, в которой выложена, как на подбор черешня. Не в ведре или корзине кучей с хвостиками и листиками, а на тарелочке в один слой без хвостиков мытая отборная протёртая красная черешня. Время помните? Думаю, до августа никакая черешня не доживёт, значит вишня. Но такую вишню простым людям можно было увидеть только на картинке в букваре или подарочных открытках, хотя и говорят, что в Одессе на Привозе можно найти все. Вспоминаю книжки про остров Сахалин и чудеса природы и сельского хозяйства на нем. Подхожу к тётке (ну не как у них говорят, а как у нас), то есть к бабке и без всякого намёка на юмор спрашиваю, мол, почём вишня? – Какая тебе вишня? Пообнаглели у себя там на западе, вишню им подавай. – Извините, а что это? – Помидоры, не видишь что ли? На сопках растут, других нет. Мини шок у меня был с временной потерей речи, это точно. Кажется, извинившись, что не со зла, подался я и мы все на выход, более ни на чём не заостряя внимания. Ну а потом уже было и пиво с печеньем, и каменные крабы в мешках, и икра ложками.
Так вот. Приходили к нам местные ребята, специалисты по ремонту чего на мостике. Хорошие ребята, подружились, вместе не один день заедали красной икрой одесскую столичную водку. Ну, говорят, приезжайте к нам на Дальний Восток, милости просим в гости. - А что здесь у вас? – У нас сопки, красота, свежий воздух. – Да нет уж, наверное, говорим. Лучше уж вы к нам. У нас колбаса, сало, яблоки да помидоры. В общем, почти как в бриллиантовой руке. Ничего они нам на это не ответили и не обиделись, а только посмеялись и говорят, как Верещагин - этточно. А нам здесь нравится и уезжать не собираемся. А мы засобирались и подались через заморские моря и заграничные земли на свой, тогда ещё, овощефруктовомясной запад, к себе в Одессу поближе к Привозу. Вот такая история про помидоры с пивом. Всё.
(написано в феврале 2010)