Письмо С.Сливинского, адресованное А.Радченко.

(методические рекомендации по прохождению аттестации для радиоспециалистов)

       Привет, Андрюха!
       Посылаю тебе методические рекомендации, разработке которых посвятил многие часы своего беглого существования в Одессе. К сожалению, отчёт мой будет, как мне сейчас кажется, не слишком отлаженный, отработанный и безупречный, ввиду того, что пишу в последнюю ночь перед отходом и бурным днём, а к тому же отвлекают разговорами, даже если я не принимаю в них участия.
       Пожалуй, лучше будет, если я разобью пояснительную записку на две части. Сейчас оформлю первую часть, а завтра вторую, которую оставлю на морвокзале. Первая, основная часть, содержащая документы и пособия, должна остаться в руках надёжного человека, который и передаст её тебе. Найти такого человека в Одессе представляется чрезвычайно трудным.
       Из содержания первой части, находящейся в папке:
- Радиооборудование морских судов. Полезный учебник. Автор – Писарев.
- Мои контрольные на трёх листах (русский – скорость 125 – 130 зн/мин, остальное ≈ 100). Пригодится на случай познакомиться с текстами, чтобы знать, с чем иметь дело.
- Распоряжение нр 5 о порядке аттестации радиоспециалистов и приложение нр 1 к нему. Для сведения.
- Список предметов, подлежащих сдаче при аттестации, и аннотации. (Протокол даст Гольдбаум).
- Список минимума литературы для подготовки к аттестации.
       Начнём?

                     Список предметов, подлежащих сдаче при аттестации, и аннотации:

Г                  1. Устав службы на судах ММФ.
Гарибальди 2. Правила техники безопасности на судах.
Суворова     3. Правила противопожарной безопасности.
Гарибальди 4. ВМП.
Г                  5. Судовые средства связи и радиотрансляции.
Г                  6. Правила технической эксплуатации судовых средств связи и радиотрансляции.
М                 7. Приём на слух и передача на ключе.
В                 8. Правила радиосвязи подвижной службы СССР.
                   9. Английский язык.
В                10. Руководящие документы по связи.
~                11. Судовые электрорадионавигационные и радионавигационные приборы.
~                12. Правила технической эксплуатации судовых электрорадионавигационных и радионавигационных приборов.
Г                13. Положение о технической эксплуатации морского флота.
Г                14. Правила по конвенционному оборудованию судов Регистра СССР, Солас – 74.

       Лично я сдал всё, кроме английского и предметов, принимаемых групповым инженером – грозным Гольдбаумом (запомни – Владимир Наумович. Помешан на схемах и функциях, поддерживает политику ЧШМ Качана – всех на сухогрузы! Слабое место – имеет враждебную ему группировку других групповых инженеров. Имеет союзника и последователя – коварного Козия. Легко подкупается простым и душевным разговором и согласием собеседника.) Эти предметы отмечены литерой «Г». Не сдал я и английский ввиду нехватки времени, и чтобы в следующий раз при аттестации легче было его сдать.
       Для сдачи английского необходимо на первый раз представить две фотокарточки abt 3 × 4, копию диплома об образовании и заявление, написанное по установленной форме (там найдёшь) и завизированное инспектором (печати не требуется. Где напишешь, там и завизируешь, хоть самолично). Лично содержатель курсов иностранных языков Дубнер по слухам производит жуткое впечатление. Когда он начинает говорить (по-русски), всех новичков охватывает ужас: если его по-русски не поймёшь, то, что же будет, когда он начнёт спрашивать по-английски! Но, как ни странно, по-английски он, видимо, говорит отчётливее, и опасения исчезают. Есть у него маленькая прихоть, - по слухам, у него то ли 10 - бальная шкала оценок, то ли 20 - бальная. «Удовлетворительно» - это, действительно от слова «удовлетворение» - больше нечего и желать. «Плохо» - это уже хорошо и, в общем-то, на человека, заработавшего «плохо», в службе смотрят с некоторым уважением. Есть ещё «слабо» - тоже идёт в зачёт. Есть, видимо, и такие градации, как «неслабо», «нехило» и т.д., которые могут ставиться в зависимости от настроения вышеупомянутого Дубнера и его впечатления об экзаменующемся. Он – человек, подвластный потоку эмоций, постарайся его не огорчать своим английским, сначала по-русски дай понять, что ты с англичанами, американцами, австралийцами и др. дела не имел.
       Не сдал я также пункты, отмеченные знаком «~», так как они были сразу же вычеркнуты Гольдбаумом, выдавшим мне Протокол (документ, заменяющий зачётную книжку). В том, что их не надо сдавать, я не уверен. Они сдаются в навкамере или, как это теперь называют, ЦТО - центре технического снабжения(обслуживания).
       Для твоего сведения – я аттестацию не прошёл, а было вот как. В марте меня направляли на «Л.Собинов» и с «заключением» я прибыл в службу. Вместо того, чтобы подписать его, или по крайней мере, объяснить, что нужно сначала сдать ВМП и ТБ, Гольдбаум выдал мне полный протокол со странной трактовкой «проверка знаний… …по случаю проверки знаний». После моих робких сомнений в правомерности такой полноты (судно то не будет ждать), Гольдбаум сразу стал грозным и неумолимым. Бесплатные консультации выдала его оппозиция (многое из того, что содержится в прилагаемом приложении нр 5 и приложений к нему). Сдав ВМП и ТБ, «заключение» я подписал у Коновца (душевный мужик, но перешёл в ЦТО). На «Л.Собинов» меня не направили, так как бывший там на ремонте электриком Павелко С.Б. перешёл в радиооператоры и правильно сделал. От должности электрика (по роли – техника АТС) я вежливо отказался.
       Зато теперь, когда меня вместо «М.Горького» пихнули на «Литву» и я пришёл к Гольдбауму с «заключением» и не стал показывать свой почти заполненный протокол, о котором он, видно, забыл, теперь он отказался от моего предложения (!) о моей же аттестации, протокол не выдал, сказав, что пока двух лет с момента приёма на работу не прошло, они не имеют права на проверку моих знаний. В тот же день «заключение» было подписано ЧШМ Качаном с бесплатно 20 – минутной сопроводительной лекцией о пользе сухогрузов для радиоспециалистов. Помнится, в марте, когда меня послали в резерв до прихода «Собинова», он выдал немедленную резолюцию: «товарищ Дацюк! Срочно решите вопрос о переводе в сухогрузный флот.» Я усомнился в необходимости такой срочности этого вопроса, и инспектор ушёл меня в отпуск за 1986 год. После отпуска, признавая за собой юридическое право (тогда я поступил интуитивно, но потом целый месяц изучал по своей инициативе основы трудового законодательства и кое-что знаю), я отказался от радиотехника на «Аджарии» и по подсказанной мне, случайно, идее, пошёл на временную (до 2-х мес.) работу на р/центре. Начальник радиоцеха Макогон принял меня чуть ли не с объятиями и устроил по 1 - му классу (оклад 100 руб., 2 – ой класс – 95). Работая на р/ц, я изучал КЗОТ, уставы, проходил сдачу экзаменов согласно протоколу, встречал, обучал и провожал наших братьев. Там же я почувствовал, что становлюсь скоростником. Принимал рдо, пуншируя сразу ленту, что теперь уже от всех требуют (правда, нннн между радиограммами не успевал печатать). Не раз радисты с судов говорили мне «op fb» и иногда изъявляли желание познакомиться. Работать, правда, тяжело. Восемь часов вахта, почти непрерывно стучишь, прилип к стулу, а норму выработки (16 рдо в час по числу часов в вахте) ещё не всегда и дашь. Но это место такое было, на других местах можно и больше давать, не напрягаясь. На одних траффиках на четвёрке за вахту уходит больше часа времени, а их тебе считают за работу, хоть ты и вынужден прерваться. Естественно, возникает желание qrq и ga побольше. К тому же люди, которые там работают постоянно, на временного смотрят, как на конкурента, и БПЧ (основная статья дохода) идёт мимо тебя.
       Но это я отвлёкся, об этом завтра - в письме, которое ты получишь раньше.
       Итак, радиоцентр совсем не вреден, особенно теперь, когда борьба с холодом в основном окончена.
       Радиообмен сдаётся некоему Глозману Александру Вениаминовичу, который может согласиться дать потренироваться. Без этого трудно всем – писать 130 знаков вручную – довольно необычная работа. Радиокласс напротив входа в телеграфный зал, бдительно охраняемого сотрудниками ВОХР. Сейчас и ещё некоторое время с утра и до обеда там занимаются студентки, пишут знаков 100 – 105, что весьма удобно для «расписывания» руки. Передача сдаётся на вертикальном ключе Макогону (поэтому этот пункт и отмечен литерой «М»). Для этого стоит накануне потренироваться минут 20. Главное не скорость, а качество передачи, но и тянуть тоже нельзя.
       Правила техники безопасности сдаются на первом этаже дома 20 по улице Джузеппе Гарибальди сразу. Сначала накануне вечером готовишься. В тот же день проходишь первый крестик – самоподготовка по ВМП (тот же дом, но третий этаж). Крестик в журнале учёта самоподготовки ставят только до 12:00. После второго крестика (на второй день) можно смело сдавать ВМП, запись на сдачу – отдельная, там же. На ВМП особо запомни секретную часть – частоты кварцев, «зверей» и их цифры, другие сигналы и действия по ним, позывные своих и стран Варшавского Договора (телеграфные необязательно). Из несекретной – организацию связи и документы по связи в задачах СВ – 1 и СВ – 2, особенности (выделено в тексте – подчёркнуто), приблизительно ТТД одной из КДУ.
       Пункты, отмеченные литерой «В» сдаются одновременно Волосовой (узнай её инициалы и сообщи мне) в виде приятной беседы. ПРС знать нужно в районе их наиболее важных пунктов, порядок оформления адресной части, в т.ч. и криптограмм, сигналы особой важности, сроки прохождения на судне и с судна и категории срочности, порядок повторного вызова радиоцентра (1 + 3 мин + 3 + 3 + 15). Регламент и Руководство она не спрашивает. Кое-что надо знать о порядке перехода на обслуживание на др. р/ц.. Также циркуляры об отработке по паролю бедствия и по адресованию РДО в различные организации (многоадресная радиограмма в этом случае даётся в каждый адрес отдельно, адресная часть содержит только один из адресов, остальные – в первых строках текста). Тарификация РДО. Если не уверен, что все эти циркуляры тебе знакомы, зарисуйся там, причём, можешь не просто попросить у них эту папку, а поговори за жизнь и, между прочим, выражая на лице большую надежду, спроси у Волосовой, как правильно адресовать РДО в сельскую местность. Либо «Ивановка Ростовской Каменского», либо «Ивановка Каменского Ростовской», либо же, вообще, «Ростовская область Каменский р-он село Ивановка». Они этого до сих пор точно не знают! (Обо мне – ни слова.) Я их выкупил, потребовал проконсультироваться на Главпочтамте и выпустить циркуляр, они этого ещё, видимо, не сделали, так ты намекни им, чтобы пошевелились. Тут-то они тебя резко и зауважают.
       Из-за нехватки бумаги (вся уже на судне, а я пока на базе) пишу окончание на обороте.
       Правила противопожарной безопасности я сдавал, очищая от снега тротуар. Правда, через неделю его можно было снова очищать, но мне это уже было не нужно. Следующий раз сдавал дня четыре назад за «горьковского» радиотехника Максимова в виде собеседования, хотя шёл туда с уверенностью, что буду сдавать на машине. Им, радиотехникам, удобно – в дипломах нет фотокарточки. Машину мы расшифровывали сообща с Гагариным и Василием, вопросы там мудрёные, а ответы подобраны глупо и бездарно. К сожалению, время не пощадило этого списка из 10 вопросов и верных к ним ответов. Первый раз советую познакомиться с вопросами (разведка боем), потом искать ответы не в какой-нибудь пожарной книжонке, а в Регистре либо в Правилах по конвенционному оборудованию судов. Всё, что помню: допустимая t° нагрева аппаратуры 60°; 20 - кратный обмен воздуха; топор и багор; только углекислотный огнетушитель; только электрические нагреватели (вопреки Писареву); зазор между аппаратурой – 30 мм; высота верхней банки аккумуляторов 1500 мм; транзитных кабелей не применять; другие аккумуляторы можно только без помех радиоприёму. Программа для радистов пока что одна и не менялась.
       Технику безопасности сдаёшь тоже на машине, либо (редко) на слух.

                     Список рекомендуемой литературы:

- Методические рекомендации по программированному обучению и контролю знаний по безопасности труда.
- Устав службы на судах ММФ.
- ПТЭ флота (правила технической эксплуатации. Общие правила).
- Правила по конвенционному оборудованию судов вместе с поправками к этим правилам. Есть хорошая единая книга, совсем свежая.
- Писарев. Судовое радиооборудование. Мой тебе подарок.

       Всё есть в библиотеке на втором этаже, не доходя до службы.
       Думаю, что своим опытом помогу тебе уплотнить время и преодолеть массу коварных препятствий. Если что – сразу сообщай, консультации по радио гарантирую. Попробую добыть справку о твоём героическом плавании на «Литве». Сообщи день прихода на неё и ухода с неё.
       Желаю успехов. Всего доброго.
           Слава.

  1986-87г.        Одесса

(Передал весной 2012 А.Радченко, одобрил в мае 2012 С.Сливинский)
Hosted by uCoz